Т-34 во многом не плохая боевая машина. Среди людей есть много мнений о том, был ли танк хорошим, или плохим, но так или иначе, у всего есть как преимущества, так и недостатки. О достоинствах Т-34 написано не мало, а в этой статье я бы хотел рассказать, за что советские танкисты недолюбливали Т-34.

Однако за всё пришлось платить… Из-за наклонной брони, потенциальный внутренний объём танка сильно сократился, а увеличить погон башни для установки пушки большего калибра было довольно сложно. Не менее сильным изъяном была подвеска, которая занимала большой объём внутреннего пространства. При этом, сама конструкция была заведомо устаревшей.

Жалобы экипажей.

Мотор.

Двигатель танка – В-2, имел мощность в 500 л.с. при массе от 26 до 32 тонн в различных модификация танка. Однако двигатель нb что без трансмиссии, фильтра, топливных и масленых проводов, средств управления.

Одними из часто критикуемых агрегатов стали фильтр и трансмиссия. Первый, плохо выполнял свою работу. Пыль часто попадала в двигатель и снижала моторесурс. Практически та же проблема была и с масленым фильтром, что приводило к частым нарушениям в работе агрегатов.

Трансмиссия тоже была не идеальной… Металл, из которого делали шестерёнки был мягко говоря не качественным, что приводило к сколам в зубцах. Виной тому не только низкое качество материалов, но также и недоработка сцепления, которая и приводила к подобным дефектам. По этой причине, переключать скорость на Т-34 было крайне тяжело. Проблему с трансмиссией решили к концу 1942, началу 1943 года, а фильтр доработали в середине, или конце 1943 года. Оптика. Проблема с оптикой была настолько острой, что танкисты часто жаловались на обзор и прицелы. Проблема с прицелом была в быстром помутнении линз, которое можно было исправить только регулярной очисткой. С этим тоже были проблемы, так как последний окуляр был глубоко в броне маски орудия и достать до него было очень сложно.

Орудие.

Поздние Т-34 имели как механический, та и электрический спуск орудия. Это было довольно удобно, но электрика часто выгорала, или ломалась из-за некачественных материалов, или по причине изгиба провода. Поэтому, экипажи чаще доверяли механике, нежели электрике.

Следующий недостаток скорее специфика, так что не стоит его воспринимать критически… Он связан с электрическим механизмом поворота. Из-за низкого качества, проводку регулярно проверяли и меняли. А вот специфика заключалась в работе… При использовании электромотора, башня вращалась очень быстро, и неопытный наводчик мог ненароком пропустить цель из-за инертности. Даже после прекращения работы электропривода, башня продолжала вращаться. Знакомые с этим аспектом экипажи, использовали инертность в свою пользу, резко переключаясь с электропривода, на механический, сокращая время уточнения прицела.

Рабочие места.

Самым не удобным местом работы признано место радиста. Казалось бы – довольно много пространства в сравнении с другими танкистами, но в боевой обстановке, член экипажа должен был вести огонь из курсового пулемёта. Из-за особенности расположения, радист выгибался в левую сторону, упирал пулемёт в плечо и мог мешать водителю.

Кстати о пулемёте… Заряжающий и радист жаловались на малый объём гильзоулавливателя, что не редко приводило к тому, что гильзы находили чуть ли не по всему боевому отделению.

Так же, критиковали радиостанцию, а вернее её радиус действия. Он был недостаточным для связи со штабом в случае долговременных операций. Это исправляли установкой второй, более мощной радиостанции, которая занимала больше места и снижала комфорт работы экипажа. Однако делали это на командирских танках.