Кажется, точка невозврата для бессменного президента Белоруссии пройдена. Он ужаснул не только граждан своей страны.
Вчерашняя ночь и сегодняшний день показали: точка невозврата для Лукашенко окончательно и бесповоротно пройдена. Если после первых неспокойных суток, когда на улицы спустя час после выборов вышли ошеломленные наглой ложью о его победе граждане, и тогда власть еще могла пойти на диалог и найти приемлемое решение, то три последующих ночи жестокой бойни в городах и весях Беларуси кардинально изменили ситуацию и страну. Лукашенко и его полиция, а особенно ОМОН, сами себя высекли, как унтер-офицерская вдова. Возврата назад нет.
Только по официальным сообщениям, в СИЗО и тюрьмы запроторено 7000 соотечественников. За то, что они в кои веки осмелились выйти и громко потребовать пересчета голосов. Короткие видео и картинки нескольких интернет-сайтов, сумевших пробиться через почти тотальное «глушение» Сети, показали все нутро человека, который, как сказала одна избирательница, «решил, что он уже Бог». Оно ужаснуло не только граждан страны, но и всех, кто его увидел. Это окровавленные молодые люди, которых, по свидетельству арестованного российского журналиста, «складывали ковром в лужах крови». Девочка лет четырех, с залитым кровью лицом. Подросток 15 лет, которого средь бела дня ухватили пятеро здоровых бугаев в черном, бросили на землю и стали лупить. Это дедушка, ехавший в авто, а зверье палками начало бить стекла машины, затем вытащило и побило его. Это, наконец, убийство протестующего в центре Минска, куда жители несут цветы, при этом милиция раз за разом сносит этот стихийный народный мемориал.
Еще вчера было неизвестно, чем кончится в Беларуси жесткое противостояние «народ-власть». Но сегодня, в пятый день протеста, после публикации сотен, если не тысяч свидетельств преступлений белорусских властей против собственных граждан, которым они объявили тотальную войну, защищая свою ложь, длиной в 26 лет, ситуация, переломилась. Сегодня во всех больших и малых городах власть на улицах в свои руки взяли белорусские женщины. Они вышли в белых одеждах и с белыми цветами, устраивая цепи сопротивления и солидарности со всеми протестующими, а также — с тысячами своих родных, оказавшихся за решеткой.
Весы окончательно качнулись в сторону справедливости в середине дня: рабочие больших заводов и фабрик, всегдашняя опора Лукашенко, МАЗ, БелАЗ, «Химволокно» и десятки других по всей стране, вышли на забастовку. Кадры их митингов и собраний особо впечатляют: главное требование — честный результат выборов. И за белорусским рабочим классом, конечно, будет последнее слово. А оно такое: «Уходи!» Это — к Лукашенко. Рабочие придумали свой оригинальный способ защитить свой выбор перед руководством. Если это собрание на территории завода, то лидер рабочих предлагает: «Поднимите руки, кто голосовал за Тихановскую!» И вот — почти все. Если это в заводском зале с президиумом, то кто-то из рабочих говорит: «Кто голосовал за Тихановскую, встаньте!» Поднимается почти весь зал. Сидящими остаются единицы. Тогда следует следующий вопрос к президиуму: «Где 80 процентов?» Немая сцена.
Уже сегодня с утра, после того, как вчера был включен интернет (Лукашенко и тут врал, что его отключили «из-за границы»), и все смогли увидеть, что же происходило в стране все эти четверо ночей убоя избирателей, появились видео, как полицейские и сотрудники ОМОНа объявляют, что им стыдно за коллег и они уходят со службы. Это придает новый импульс борьбе белорусов за свой выбор.
Что-то провернулось на третий день ожесточенного убоя граждан и в головах журналистов-пропагандистов из государственного телевидения — на сегодня уже почти десять человек, обслуживающих власть, подали заявления об увольнении. То ли стыдно стало (не верю), то ли внутренний флюгер сработал — страна уже другая, — и испугались, что придется отвечать за тотальную ложь. «Крысы побежали с корабля», — так удовлетворенно комментируют минчане эти попытки пропагандистской прислуги спасти свое лицо.
Сегодня начали покидать «Титаник» и люди из администрации Лукашенко. Первый уже пошел — им стал заместитель начальника управления законодательства в правоохранительных и военной сферах главного государственно-правового управления администрации президента Артем Проскалович. Он выложил свое удостоверение и заявление об увольнении: «Более не считаю возможным быть юристом на государственной службе».
Сегодня уже и объединенные конфессии верующих во главе со священниками вышли на шествие с хоругвями и иконами. И только белорусская интеллигенция все еще хранит гордое молчание. (Спустя почти пять суток «проснулась» Алексиевич, дав интервью Радио «Свобода».) Алесь Адамович и Василий Быков в гробах, видимо, переворачиваются.
Сегодня днем впервые за время послевыборных боев полиция и ОМОН не препятствовали гражданам мирно собираться и выражать свое несогласие с результатами их волеизъявления. Помог, видимо, интернет, который многих участников силовых акций протрезвил, когда они увидели результаты «работы» своих коллег (может, и свои, потому что некоторые выкладывают уже покаянные видео, стоя на коленях). Конечно, помогли решительные действия простых рабочих крупнейших предприятий Беларуси, заявивших «вождю» впервые: «Уходи!»
Помог также и Запад, с которым так наивно, как кисейная барышня, заигрывал Александр Григорьевич накануне выборов, пытаясь понравиться ему, ругая Россию и ее власть (мол, самого Путина не боюсь). Купил нефть у США после визита Помпео, оплатив наперед контракт, а сегодня Помпео выступил с предложением провести в Беларуси новые честные выборы. Также и западные страны по отдельности, и ЕС в целом высказали уже свою «обеспокоенность» неадекватным битьем белорусов. А сегодня дипломаты западных посольств пришли организованной группой к месту, где полицейские убили человека, возложили цветы. Нет, никому на Западе не нужен Бацька. Остается только Москва.
Еще вчера оппозиционные ресурсы сообщили, что в Беларусь прилетел самолет ВКС России. Обратно пока не возвращался. Чего или кого ждет? Энтузиасты отследили по полетным радарам в интернете. Сегодня, согласно этим же полетным картам, на военном аэродроме России в Чкаловском,приземлился белорусский военно-транспортный самолет, затем полетел в Новосибирск, а оттуда вернулся обратно в Беларусь. Что или кого он привозил? С утра в прессе появились сообщении, что якобы Лукашенко улетел в Москву на встречу с Путиным, однако Кремль заявил, что в графике президента России нет встреч с Лукашенко. В графике-то нет, но кто помешает им встретиться вне графика? На тайном, так сказать, свидании?
После всего произошедшего за почти пять суток объявленной войны белорусского президента против собственного народа у узурпатора власти есть варианты. Упасть на колени и покаяться перед гражданами, и быть судимым по белорусским законам. Но это вряд ли. Просить у Путина братской помощи — ввести войска и задавить протест. Но это в новых условиях тоже вряд ли прокатит. Просить у Путина убежища. (В российской Сети появилась петиция к президенту, чтобы Россия не принимала Лукашенко — из-за того, что он сотворил со своим народом.) В случае если Путин откажет (а это маловероятно), есть еще братский Китай — Си первым поздравил Лукашенко с «убедительной победой».
Однако при любом раскладе главным местом, куда прилетит Лукашенко, рано или поздно, окажется Гаага.