28 августа шесть бомбардировщиков B-52 Военно-воздушных сил США, базирующиеся на военно-воздушной базе «Майнот» (Minot) в штате Северная Дакота, в течение одного дня пролетели над территорией 30 стран НАТО.
Да, даже над территорией Канады.
Подобная театральная демонстрация воздушной мощи была сделана не только ради шоу. Судя по всему, эта операция была тщательно спланированной приманкой с целью сбора разведывательной информации о российской противовоздушной обороне в районе Черного моря.
Они провели свой полет, в основном, на высоте, превышавшей 6 тысяч метров, а их максимальная скорость приближалась к 650 километрам в час.
Один из базирующихся в Соединенном Королевстве бомбардировщиков B-52 пролетел над территорией Норвегии, которая является членом НАТО. Другой направился в регион Балтийского моря. Маршрут третьего пролегал в воздушном пространстве над Португалией и Испанией. Огромное количество истребителей Альянса — британские самолеты марки «Тайфун», французские «Миражe 2000», бельгийские Ф-16, чешские «Грипен», румынские и хорватские Миг-21, болгарские МиГ-29, итальянские Ф-35 — все они сопровождали бомбардировщики B-52.
Четвертый бомбардировщик B-52 с позывным «НАТО01» получил самый интересный маршрут. Этот B-52H, построенный в 1961 году, направился в район Черного моря, который после российского вторжения на Украину в 2014 году становится все более опасным. Российские боевые корабли и истребители находятся там постоянно в большом количестве. Российские системы противовоздушной обороны внимательно наблюдают за обстановкой в регионе.
Получение информации о работе этих систем — главная задача разведки НАТО. И, судя по всему, именно поэтому в тот момент, когда бомбардировщик с позывным «НАТО01» находился в международном воздушном пространстве над Черным морем, его сопровождали два больших разведывательных самолета Военно-воздушных сил США типа RC-135V/W Rivet Joint.
Четырехмоторные RC-135V/W — это самолеты электронной разведки. Используя чувствительную аппаратуру, они прослушивают эфир и помогают определись наличие вражеских радаров и других датчиков. В распоряжении Военно-воздушных сил США имеется 17 подобных машин. Направить два таких самолета для выполнения одной операции — это весьма значительное событие.
Российские силы были приведены в состояние готовности в тот момент, когда бомбардировщик с позывным «НАТО01» находился в этом районе. Два истребителя Су-27 с ракетным вооружением подошли на такое близкое расстояние к B-52, что работа их форсажных камер оказала значительное воздействие на этот четырехмоторный бомбардировщик.
«Такого рода действия повышают вероятность столкновения в воздухе, они являются необязательными, не соответствуют нормам хорошего поведения в воздухе и международным правилам в этой области», — отметил генерал Джефф Харригян (Jeff Harrigian), командующий Военно-воздушными силами США в Европе и Африке.
Однако подобная реакция со стороны русских — не только перехват с помощью истребителей, но и меры, предпринятые находившимися на море и на земле комплексами противовоздушной обороны — позволила, скорее всего, самолетам RC-135V/W получить немало интересной информации.