Скоро исполнится год, как Евгений Примаков возглавил Россотрудничество – главный инструмент по продвижению России в мире и развитию концепции "мягкой силы". Новоиспеченный руководитель обещал сделать ведомство более эффективным и успешным. Но агентство, по всей видимости, не только не вылезло из-под груды накопившихся проблем, но и обзавелось новыми.

Новые лица и старые проблемы

Год назад указом президента РФ руководителем Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству — Россотрудничества — был назначен Евгений Примаков. Сразу же с начала своей работы журналист и общественный деятель заявил о необходимости реформирования ведомства, отвечающего за российскую «мягкую силу» и представление РФ за рубежом.

Спустя год после назначения нового руководителя у Россотрудничества остаются старые серьезные проблемы. Ведомство давно упрекают за коррупцию и нецелевое расходование средств, в том числе полученных из федерального бюджета. Примаков в целом признает наличие проблем, связанных с коррупцией в своем ведомстве, он все же считает, что с этой проблемой руководство Россотрудничества «успешно борется» за счет антикоррупционных миссий.

Реформирование Россотрудничества под началом Примакова привело к тому, что ведомство получило внутреннюю реорганизацию. Основной деятельностью по вопросам культуры, науки и образования, а также гуманитарными проектами занимаются отдельные функциональные управления, в то время, как финансовая и правовая стороной вопроса целиком и полностью лежат на бэк-офисе. Это в свою очередь породило проблему: отдельные подструктуры Россотрудничества не решают свои внутренние проблемы, а бэк-офис не в состоянии повлиять на деятельность управлений.

Но ситуация не ограничивается одной только коррупцией. В ноябре 2020 года Евгений Примаков заявил МИА «Россия сегодня», что Россотрудничество испытывает серьезные финансовые проблемы, а ресурсы организации сильно ограничены – равно как и у прочих других.

Отметим, что по данным РБК, бюджет ведомства, отвечающего за российскую «мягкую силу», составляет 4 миллиарда рублей ежегодно. Но даже эти средства уходят на вызывающие вопросы проекты.