Начало 2020 года стало для украинской экономики крайне неблагоприятным. Образовавшийся в конце предыдущего года бюджетный дефицит в первые месяцы текущего только увеличился. По разным оценкам, отклонение от плана по доходам госбюджета на сегодня составляет 25-30% и, как говорят эксперты, это еще не предел.

Промышленное производство на Украине по итогам 2019 года упало на 1,8%, и в 2020 году обвал продолжается — в январе в годовом измерении падение составило более 5%.

Кроме того, в текущем году, как ожидается, урожай будет хуже прошлогоднего. По предварительным прогнозам, урожай зерновых и зернобобовых может оказаться на 10% меньше, чем в 2019 году. Соответственно, снизятся и объемы экспорта.

В поисках денег

При этом все указанное выше происходит даже вне сценария глобальной рецессии, вызванной пандемией коронавируса. Карантин, введенный в нашей стране в марте, уже заморозил деловую активность, в первую очередь, малого и среднего бизнеса. Предприятия, занятые в сфере услуг, пассажирских перевозках, туризме практически полностью остановили деятельность. В связи с этим страну ожидают массовые закрытия и банкротства.

Мировой финансовый кризис, который, скорее всего, начнется уже в этом году (по некоторым оценкам, он уже начался, и сейчас главным вопросом является его глубина), приведет к падению цен на сырье на глобальных рынках. При этом надо понимать, что это — не только нефть и газ, что, на самом деле, выгодно для нашей страны, но также на руда и металлы, а это для нас существенно хуже, так как эти товарные позиции, наряду с продовольствием, представляют значительную часть украинского экспорта. Не говоря о том, что во время рецессии падает спрос на эти товары.

Для полноты картины нужно добавить, что в Украину в массовом порядке возвращаются трудовые мигранты, а это значит, что «инвестиции» в отечественную экономику в виде их денежных переводов в нынешнем году существенно сократятся (в 2019 году они составили 12 миллиардов долларов).

Правительство Украины подготовило изменения в госбюджет на 2020 год, согласно которым для борьбы с коронавирусом предусмотрено почти 100 миллиардов гривен. Откуда возьмутся эти деньги, непонятно, однако, ранее стало известно, что дефицит бюджета с нынешних 2% увеличат до 6%, а то и вообще до 8% ВВП.

Но этот дефицит все равно нужно чем-то покрывать, и это можно сделать за счет заимствований. Учитывая, что в период рецессии инвесторы массово уходят с развивающихся рынков, к которым принадлежит и Украина, фактически, единственным доступным источником таких заимствований является Международный валютный фонд (МВФ). Как ранее писал «Апостроф», общий размер помощи для Украины может составить до 10 миллиардов долларов.

Но, как известно, фонд выдвигает (не только Украине) определенные требования.

Верховная Рада приняла закон о рынке земли, на котором настаивал МВФ, но для него гораздо важнее закон о невозможности возвращения национализированных банков их прежним собственникам (так называемый «антиколомойский» закон, так как все понимают, что речь идет о Приват-Банке и его прежнем акционере Игоре Коломойском). Документ на сегодня одобрен в первом чтении, и к нему внесены более 16 тысяч поправок, что существенно осложняет его принятие в целом как закона. Если он не будет принят, или его принятие затянется на долгие месяцы, что практически равносильно его непринятию, на финансовую помощь МВФ, а также Всемирного банка, Европейского Союза и других международных организаций можно не надеяться.

Закон есть закон

Описанные выше проблемы накладываются на кадровую чехарду, которая сотрясает украинское правительство в последнее время. А она, считает эксперт Международного центра перспективных исследований Егор Киян, крайне негативно сказывается на репутации страны. Поэтому, по словам специалиста, власть должна показать свою состоятельность, умение вести конструктивный диалог с международными партнерами, принимать правильные решения, которые улучшат репутацию как самой власти, так и страны в целом. «Иначе, что бы мы ни делали, оно завершится полным фиаско», — сказал Киян в комментарии «Апострофу».

Одним из таких решений, по его словам, должно стать принятие «антиколомойского» закона. «С одной стороны, это продемонстрирует институциональную способность правительства принимать решения, говорить олигархам «нет», с другой, — даст позитивный сигнал, который затем — прямо или косвенно — может быть конвертирован в финансовую помощь, инвестиции и тому подобное», — считает Киян.

При этом, добавил эксперт, нужно продолжать диалог с фондом и другими международными финансовыми организациями, чтобы не вышло так, что формально закон принят, а помощи мы не получим.

Это же касается и возможных переговоров правительства с внешними кредиторами об отсрочке выплат по долгам, которые запланированы на текущий год. Как известно, на 2020 год приходятся пиковые выплаты по внешним долгам Украины. «Эти деньги сейчас гораздо больше нужны для поддержания экономики», — пояснил Егор Киян.

Без вариантов

Но что будет, если «антиколомойский» закон принят не будет, и, как следствие, Украина финансирование от МВФ не получит?

В этом случае будет очень плохо, считает инвестиционный банкир и финансовый аналитик Сергей Фурса. «Если в начале года мы говорили, что внешние деньги (прежде всего от МВФ) нам нужны в основном для рефинансирования, то сейчас понятно, что они нужны и для финансирования дефицита бюджета, который увеличен в три раза», — сказал он изданию.

По словам эксперта, без этих денег (а другие просто не предвидятся) в украинском бюджете будет дыра, причем не гипотетическая, а очень даже реальная. «Денег нет. Их можно начать печатать, в результате чего раскручивается маховик гиперинфляции, либо вообще нет вариантов», — заявил Фурса.

Специалист не стал прогнозировать уровень инфляции в этом сценарии, напомнив при этом, что в 2015 году рост цен составил более 40% (43,3%, — «Апостроф»). «И это было без дефолта», — уточнил он.

А дефолт сейчас вполне возможен. Если не будет помощи МВФ. «Других вариантов просто нет», — заявил «Апострофу» руководитель аналитического департамента инвестиционной компании Concorde Capital Александр Паращий.

При этом, по его словам, даже в случае получения помощи от фонда, полностью исключить угрозу дефолта нельзя. «Но, по крайней мере, если нам придется прибегнуть к реструктуризации, МВФ нам поможет, то есть мы не будем один на один с кредиторами». Что будет означать дефолт для простых украинцев? Очевидно, что обвалится курс национальной валюты и не до 30-35 гривен/доллар, как прогнозируют сейчас в правительстве, а намного больше. По словам Сергея Фурсы, если не будет сотрудничества с МВФ, прогнозировать валютный курс просто бессмысленно. «Может быть 40, может быть 50 гривен, может быть все, что угодно, если мы идем по сценарию печатанья денег, дефолта и так далее», — считает специалист.

Ну и, пожалуй, самое главное последствие дефолта — тотальное обнищание населения. «Реальные доходы уйдут в небытие», — резюмировал эксперт.

Источник